НА КУЗБАСС
Светло-зеленым цветом
выделены ссылки на фотографии.
Ветка
Новосибирск-Новокузнецк была проведена в 1934 году. В 1958 году в Новосибирске
пустили пригородные электропоезда, и с тех пор на участке Новосибирск-Курундус
летом стал расти пассажиропоток. Сейчас это самое дачное направление.
Мы
отправимся до Курундуса. Раньше прямые электропоезда туда ходили несколько раз
в день, теперь - раз в день, и то поздно вечером. Поэтому мы сделаем пересадку
в Тогучине.
Итак,
мы отправляемся от станции Новосибирск-Главный сначала в сторону Черепаново.
Центр, Речной вокзал, Новосибирск-Южный, Инструментальный, Камышенская...
(подробнее о них здесь) Здесь можно проехать также на Черепановской электричке.
Мы переезжаем реку Иня, прибываем на разъезд
Иня (13 км), где южное и кузбасское направления расходятся.
Мы
едем влево (напоминаем: "влево" и "вправо" - по ходу
движения из Новосибирска), в сторону Кузбасса. Слева за деревьями хорошо виден
высокий холм
на реке Иня. Кстати, эта река,
вторая по величине в нашей области, будет периодически близко подходить к
железной дороге. Начинаются жилые кварталы Первомайского района и огромная
сортировочная станция Инская, рядом идет грузовой обход. Железнодорожное
полотно идет вдоль улицы Первомайской, но ее не видно из-за назойливого
железнодорожного забора. Мы прибываем на о.п. Новогодняя (15 км). Слева обновленный кирпичный павильон, за ним - дома самого уютного района Новосибирска (по
итогам 2004 года). Справа пути станции Инская, за ними стрелочный завод.
Мы
отправляемся с Новогодней, и от улицы Первомайская нас
начинают отделять гаражи и какое-то железнодорожное
предприятие. Это очень маленький
перегон. Электричка привозит нас на о.п. Первомайская (16 км). Слева стоит обновленный кирпичный вокзал, за ним - жилые пяти- и девяти- этажки
Первомайского района. За ним - река Иня, на том берегу - село Новолуговое.
Вправо через сортировочные пути можно перейти по пешеходному мосту. Тот, кто
сделает это, попадет в сосновый бор. Если пройти по нему, можно выйти на
станцию Сибирская.
Едем
дальше... Слева за жд-забором едва просматривается ПКиО
"Первомайский". В некоторых местах между "хрущевками" виден
правый
берег Ини (мы едем по левому
берегу). Мы проезжаем паровоз-памятник, который повернут к нам задом, и
прибываем в самое сердце станции Инская (18 км). Слева типовой большой
"хрущевский" вокзал.
Здесь застройка уже малоэтажная. В основном, это частный сектор. Недалеко можно перейти
на правый берег Ини и попасть в Новолуговое.
Вот
мы небыстро отправляемся с Инской. Левый
путь идет вниз, правый - вверх.
Правый путь переезжает грузовой обход по мосту, левый примыкает к путям
грузового обхода. Путь, по
которому едем мы (из Новосибирска), одиноко идет по насыпи через березовую рощицу.
Все четыре пути сходятся и идут вместе. Граница Новосибирска, сосны, вдалеке
виден правый берег Ини... Мы едем через село Барышево, переезжаем долину речки
по насыпи, переезд (дорога ведет в наукоград Кольцово), и прибываем на о.п. Барышево (23 км). Крайние пути ведут на Кузбасс, а
средние - на Сокур через Инскую (по грузовому обходу). Эту платформу открыли 25
октября 2001 года, и места для платформы между средними путями нет. Поэтому останавливаются
здесь только электропоезда кузбасского направления. Современный большой кирпичный павильон находится слева. Народ настолько привык ездить в город
на автобусах, что народу здесь до сих пор мало. И почему люди не хотят
переучиваться к более удобному транспорту, а предпочитают стоять в пробках?
Сразу
после Барышево средние пути ("Сокурские") уходят в выемку,
а наши пути ("Кузбасские") поднимаются на насыпь. Путь "в
город" уходит левее, "из города" - правее. Средние пути проходят
под мостом левого пути нашего направления. Наш путь тоже проезжает по мосту,
только через маленькую речку. Мост, правда, тоже очень мал. Теперь, когда пути
в Сокур отошли влево, между путями в Курундус располагается что-то вроде рельсового завода. Вот он кончается, пути сходятся, слева сосновый бор, мы
переезжаем переезд, и сразу же прибываем на станцию Крахаль (26
км). Через бор за 20 минут можно пройти на станцию Издревая Сокурского
направления. Вокзал находится слева. Это типовой кирпичный маленький вокзал (мы
их встретим еще много).
Станция
Крахаль кончается, мы выезжаем на насыпь, по которой переезжаем речку Ноздриха.
Сосны кончаются, и за повислыми (этот вид именно так и называется) березками виднеется Иня,
которая протекает очень близко. Мы прибываем на о.п.
38 км (29 км от
Новосибирска-Главного, 38 км - километраж отсчитывается от станции Обь, откуда
прокладывали ветку). Здесь очень много дач, и поэтому выходит много народу.
Слева расположен достаточно большой (если сравнивать его с
последующими) павильон, на котором нарисована клубничка.
Сразу за ним - крутой склон, и внизу река Иня. Моста на тот берег нет. Все дачи
находятся справа.
Электричка
везет нас дальше. Периодически дорога поворачивает, река Иня резко уходит от железной дороги, однако правый берег
виден прекрасно: здесь уже меньше деревьев. Много домов открыты
глазам. Слева небольшое кладбище, и сразу о.п. Совхозная (30 км). Местность открытая, слева маленький павильон,
за ним небольшое пространство, на котором стоит, кажется, мобильная вышка.
Вокруг дома и дачи.
Сразу
же после Совхозной мы переезжаем переезд и заезжаем в
выемку. Дорога периодически плавно поворачивает, после выемки мы выезжаем на насыпь, слева нас
сопровождают березовые
колки. Через 4 км мы прибываем на
станцию Шелковичиха
(34 км нашего пути). Справа - то ли завод, то ли элеватор, слева типовой
кирпичный вокзал (такой же, как в Крахале). За ним немного домов и березовая
роща. Перед вокзалом на земле лежит большая красная звезда, но ее не видно
из-за деревьев.
Отправляясь
с Шелковичихи, мы вновь въезжаем
на насыпь. Нашему взору открыт правый берег Ини, болото
прямо в березовом колке, речка Березовка, и насыпь кончается. С самой
Шелковичихи мы, кстати, едем по прямой, вот мы переезжаем переезд, кругом
дачи... Мы на о.п. Геодезическая (37 км). Слева кирпичный павильон. Жилых домов
практически нет. В основном, здесь дачи. Недалеко течет Иня и есть висячий мост
на другой берег.
Едем
дальше. По насыпи переезжаем речку
Крутиха. Слева в лесу полигон
СГУПСа (НИИЖТа), поворот, долина
еще одной речки, опять дачи, за
ними Иня. И мы приезжаем на о.п. Новородниковый (39 км). Слева кирпично-металлический павильон, за ним -
лесополоса. Снова кругом дачи.
Мы -
не дачники, и мы едем дальше. Две остановки (или 7 км) мы будем ехать по прямой. Сейчас нам видны только березовые леса,
которых до этого так много не было. Снова открыт
обзор, виден правый берег Ини. По
насыпи пересекаем очередной ручей, проезжаем под трассой Новосибирск-Новокузнецк, и прибываем на станцию Восточная
(43 км). Вокзал
справа. Это типовой вокзал, но не такой, как в Крахале и Шелковичихе (такие
вокзалы строились на более крупных станциях). Станция состоит из трех путей.
Если бы не дачники, то эту станцию бы давно уже разобрали. Третий путь нужен
для отстоя электричек, ведь для большой части летних электричек эта станция
конечная. Все дома справа, за ними то ли бор, то ли сосновые лесопосадки.
Продолжаем
ехать по
прямой через березовые колки, проезжаем под ЛЭП, затем по насыпи переезжаем очередную речку-ручей.
Местность открыта, так, что виден правый берег Ини. Переезжаем переезд, и тут
же останавливаемся на о.п. Репьево (46 км). Слева
кирпичный
павильон, за лесополосой село.
Плавный
поворот, и снова 3 км по прямой. Через березовые леса и небольшое количество домов. За окном видны симпатичные березки, и следующая
остановка - о.п. Криница (49 км) - находится прямо в лесу. Слева кирпичный павильон. Дачи находятся за лесом.
Очередной
перегон, и снова трехкилометровый. Мы едем через березовые
леса, переезжаем по насыпи живописную речку
Большая Пустынка, в долине которой среди берез утопает
немного дач. Поворот... И мы прибываем на о.п.
Паровозный (52 км). Слева луга с березовыми лесами, за ними в километре -
деревня Пустынка. На самом Паровозном домов немного.
Справа типовой вокзал
(как в Шелковичихе).
Очередной
поворот, и мы по прямой едем через незаселенную территорию, представляющую
собой луга и березовые
леса. Очередной ручей,
после насыпи мы снова видим дома
вдалеке, въезжаем в выемку, после
чего прибываем на о.п. Мотково
(57 км). Справа только березы, слева за маленьким кирпичным павильоном и
несколькими деревьями простирается луг. Само Мотково находится на другом берегу
Ини, здесь же, но моста здесь нет. Платформа Мотково же находится в
разбросанном селе Новомотково.
Еще
два километра через дачи, и мы прибываем на о.п. Льниха
(59 км). Это яркое место. Здесь выходит много народу, близко Иня (но за
деревьями), есть висячий мост. На правом берегу находится большой и живописный
бор, через который какой-то промежуток ведет не привычная земляная тропинка, а
металлический "мостик". Что касается самой Льнихи, раньше это была
станция, но теперь ее разобрали. Типовой вокзал находится справа (такие же мы
видели в Крахале, Шелковичихе и Паровозном).
Мы
едем дальше, и снова через дачи. Из окна нам видна река
Иня. Пара поворотов, и мы
прибываем на о.п. Боровушка
(63 км). Здесь одни дачи. Справа березовый лес, слева лесополоса. Павильон
металлический и изначально был без кассы (расположен слева).
Мы
трогаемся... Едем через выемку, а когда она кончается, взору открывается очень
живописное место: Иня течет очень близко, а на правом берегу живописный холм с
сосновым бором (фото
1, фото 2, фото 3).
Моста на тот берег нет ни на Боровушке, ни на Кувшинке, так что, попасть туда
сложно. Поворот, дачи... Мы прибываем на о.п. Кувшинка
(66 км). Слева кирпичный павильон.
А
электричка везет нас дальше. Три километра через березы и кусты,
и справа мы видим водонапорную башню. Мы прибываем на станцию Буготак (69 км). Вокзал станции
находится справа. Это такой же типовой вокзал, как на станции Восточная. Недалеко есть автомобильный мост на тот берег,
где находится село Сарапулка, да и в Буготаке живет народу немало. К сожалению,
и разбойные нападения здесь случаются. В основном, нападают на туристов,
которые идут на Буготакские сопки. Это высокие для нашей области возвышенности,
которые находятся в поселке Горный.
Большая
часть электричек следуют до Буготака. Дальше начинаются менее
заселенные места с более длительным интервалом между электричками. Мы же
едем дальше, справа заброшенный элеватор, слева близко
течет Иня, и сейчас мы будем ехать вдоль нее, плавно поворачивая, как и наша
попутчица Иня. Мы переезжаем мост через речку
Буготак, на другом берегу виден березовый лес.
Очередная остановка - о.п. Льнозавод (71 км). С нее открывается красивый вид на Иню.
Справа деревянные одноэтажки, слева кирпичный павильон. Это, пожалуй, "рекордсмен": более маленького
павильона мы не встретим. Прямо с платформы идет висячий мост на тот берег, где
тоже есть дома.
Еще
немного мы едем вдоль
Ини, и она уходит влево далеко и
надолго. А мы заезжаем в Томиловский бор (фото
1, фото 2).
Здесь начинаются более длинные перегоны: по дикому бору мы едем 5-6 км. Затем
мы въезжаем на станцию Изынский (77 км). Это первая крупная после Инской
станция. Здесь стоят грузовые составы, много путей. Вокзал расположен слева.
Раньше это был маленький каменный вокзал, затем, в 2004 году, был построен большой современный вокзал. Поселок тянется влево на 2 км. Он кончается на берегу
Ини, где есть брод на другой берег. Со станции ходят автобусы в поселок
городского типа Горный. Если бы железную дорогу проводили позже, ее бы провели
через Горный, но поселок появился, когда начали строить Новосибирскую ГЭС. В Горном добывают различные горные породы,
в частности, добывали для строительства ГЭС. В Горном находятся великолепные Буготакские сопки.
Мы переезжаем переезд, вправо уходит грузовое ответвление в Горный. Отличным решением было бы пустить туда электричку, но,
увы, до этого никто не додумался и, наверное, не додумаются. Мы же едем дальше через березовые
леса. Вот мы на
о.п. Салаир (81 км). Здесь и далее кассы не работают: народу мало. Здесь
находятся последние дачи, рядом Кузнецовский бор. Кирпичный павильон расположен слева.
Мы
трогаемся, электричка разгоняется: там, где дач нет, вероятность кого-либо задавить,
мала. На протяжении пяти километров мы едем по незаселенным местам, иногда поворачивая. Инские дали не видны. Здесь
лишь березовые
колки и поля. Мы приезжаем на о.п. Отгонка (86 км). Бывший вокзал
расположен справа. Сейчас он закрыт. Вокруг сельские дома.
Миновав
Отгонку, мы несемся дальше, любуясь на одинокие леса. Повороты достаточно
частые. Деревьев
много. Мы заезжаем на насыпь и по мосту пересекаем речку Канарбуга. Еще немного зеленых поворотов, и мы приезжаем на о.п. Мурлыткино (93 км). Раньше это была станция. Бывший вокзал
находится справа. Его двери закрыты, а окна заколочены. Платформа расположена
не сбоку от путей, как обычно, а между ними. Со всех сторон за деревьями дома.
Дальше
мы едем три километра через выемку, плавно поворачивая. Когда выемка кончается, мы прибываем на о.п. Рожневский бор (96
км). Кирпичный
павильон слева, вокруг кусты.
Мы
едем дальше. Снова зеленые
повороты и частые березы. Через 6
км мы прибываем на о.п. Мезениха
(102 км). Здесь немного домов, которые легко можно пересчитать
на пальцах. Справа раньше был типовой вокзал, теперь лишь табличка и
расписание на столбе. Вправо до горизонта уходит большой луг.
Электричка
везет нас дальше через незаселенные места. Через 2 км после Мезенихи справа мы
видим очередной
бор. Продолжаются березы,
легкие овраги, повороты... Еще через 6 километров мы прибываем в Кудрино (108
км). Между Изынским и Тогучином это самое большое село. Справа березовый лес,
слева железобетонный павильон. За ним дома.
Сразу
после платформы мы минуем переезд, слева мы видим кладбище, очередной поворот, выемка, затем рядом с нами снова река Иня.
Но ее видно плохо: вдоль железнодорожного полотна густо растут березы. Плавные повороты попадаются часто. Очередная выемка, и мы на подъезде к городу
Тогучин. Железная дорога идет вдоль Ини, мы видим на ней островок.
Электричка сбавляет скорость и останавливается у закрытого переезда. Это молодая о.п. 124 км
(115 км). Она была открыта 16 августа 2003 года, в день города Тогучина. На
платформе нет ни вокзалов, ни павильонов.
Дальше
разгоняться ни к чему: уже начинаются стрелки станции Тогучин. Слева перед Иней проходит пыльная
автодорога, мы видим автодорожный
мост через Иню, под станцией проходит автодорожный тоннель, открытый в тот же день, что и о.п. 124 км: 16 августа
2003 года. Мы прибываем на станцию Тогучин. Здесь много путей и есть пешеходный
мост. Слева большой современный вокзал. За ним - автодорога, за ней - Иня, но к ней не подойти
из-за кустов. Мы выходим и ждем стыковую электричку, чтобы продолжить наше
путешествие.
Мы
садимся на стыковую и отправляемся с Тогучина. Слева
течет река Иня, перед ней - старица, за ней - бор. После этого мы поворачиваем вправо,
огибая то ли заводы, то ли холм. Мы едем по насыпи, слева березовый лес. Поворот
влево, березы утопают в овражках.
Вот деревьев становится меньше, теперь преобладают кусты и поля. Снова
«березовый» поворот, и скоро мы на о.п. Девино
(126 км). Справа считанное количество домов. А раньше
был вокзал, магазин и многое другое…
А на
«железке» продолжаются повороты. Все меньше лесов, все больше открытых мест.
Повороты ни часто не редко. За окном идут березовые
колки, маленькие березки, вдалеке
видна долина Ини. Мы заезжаем в
очередную березовую рощу и останавливаемся на о.п. 141 км (132 км). Слева деревянный сарай. За ним, если пройти через рощу, деревня Изылы. На другом берегу Ини
находится Изылинская пещера. Вот только есть ли мост на тот берег или нет, мы
не знаем.
Дорога
продолжается. Плавный
поворот, мы едем по насыпи,
переезжаем по мосту речку
Изылы. Через 3 км мы на о.п. Гранит
(135 км). Она находится на насыпи. Справа внизу бывший вокзал.
Выемка,
поворот. Здесь повороты плавные и
более редкие: мы уже почти на Кузбассе, природа которого не особо богата. Луга, березовые колки… Вот на горизонте мы видим другой берег речки Малые Изылы. Разглядывая за окном сенокосы, мы прибываем на о.п. Изылинка (144 км). Она тоже
расположена прямо на насыпи. Слева бывший вокзал.
С той же стороны водонапорная башня.
Мы
едем дальше. Переезжаем по мосту речку Малые Изылы. Слева видны интересные
курганы. Поворот влево,
и электричка прибывает на о.п. 156 км (147 км). Слева кирпичный павильон, переделанный в сарай.
А
электричка провезет нас еще несколько километров. Сразу после о.п. 156 км мы
пересекаем по насыпи овраг, поворачиваем вправо, скоро видим
справа озеро. Слева идут сосновые
лесопосадки, дорога поворачивает влево. Еще немного через кусты, и мы прибываем на станцию Курундус (152
км). Это – очередная станция на насыпи. Слева маленький кирпичный вокзал, такой же, как на станции Буготак.
К
другим направлениям: